РАБОЧАЯ ГРУППА ПО СОЗДАНИЮ СИСТЕМЫ БЕЗЗАЛОГОВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНЦЕПЦИЯ

создания системы беззалогового финансирования малого и среднего бизнеса

 

 

 

 

 

                                                                              “СОГЛАСОВАНО”

 

                                                                                     Министр Правительства Москвы

 

                                                                                      _______________Е.В. Егоров

 

                                                                                     01 августа 2002г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемые термины и определения

Малый бизнес – коммерческое предприятие (организация), располагающее активами, стоимость которых на момент начала инвестиционного проектирования не превышает 1 миллиона долларов США.

Средний бизнес – коммерческое предприятие (организация), располагающее активами, стоимость которых на момент начала инвестиционного проектирования не превышает 1 миллиарда долларов.

Имущественный пай (Пай-Бюджет-Продукт) – доля потребителя в собственности на имущество предприятия (Пай), дающая потребителю право на получение пропорциональной доли продукции, производимой предприятием (Продукт) при условии оплаты соответствующей части полных годовых затрат (Бюджета, равного технической себестоимости продукции предприятия). Имущественный пай легко конвертируется в акции, в то время как обратная операция невозможна.

Венчурное инвестирование – вложение инвестиций в проекты, целью которой является внедрение новой технологии, нового продукта или нового метода организации производства (в том числе новых мотивационных, организационных, информационных и иных решений).

Прямое инвестирование – приобретение инвестором акций вновь создаваемого или развиваемого предприятия (в инвестиционных или спекулятивных целях).

Производственное инвестирование – приобретение потребителем продукции предприятия его имущественных паев (Пай-Бюджет-Продуктов) в потребительских, инвестиционных (для долгосрочного получения дохода) или спекулятивных целях.

Финансирование – осуществление всего комплекса финансовых мероприятий, включая венчурное, прямое и производственное инвестирования, кредитование, в том числе товарное, лизинговое и вексельное, а также систему участий, товарообменных, толлинговых и иных мероприятий, позволяющих решать проблемы, связанные с реализацией конкретного инвестиционного проекта.

Система – Система беззалогового финансирования, представляющая собой развивающийся комплекс организационных, информационных, финансовых и иных взаимоотношений, ориентированный на консолидацию покупательских, кредитных, инвестиционных, инновационных (венчурных) и поручительских пулов как основы Системы.

Концепция – совокупность представлений о сущности и способе организации Системы, описывающая ее структуру, свойства основных компонентов, методику формирования, развития и совершенствования.

Программа – Программа мероприятий, направленных на создание Системы.

 

Описание исходной ситуации

Настоящая ситуация в сфере финансирования малого и среднего бизнеса может быть описана в самом общем виде следующим образом.

  1. Доля проектов, поддерживаемых в Москве, явно недостаточна, при этом многие проекты не поддерживаются в силу отсутствия у инициаторов этих проектов надлежащего залога. В результате сверхконсервативного подхода кредитующих институтов к коммерческому кредитованию малого и среднего бизнеса:
    1. недостаточно эффективно (с точки зрения развития и повышения конкурентоспособности банковских организаций) используются банковские ресурсы;
    2. ухудшается использование производственных мощностей, кадрового и технологического потенциала частных предприятий;
    3. рассеивается наиболее ценный энергетический потенциал – потенциал активных (диссипативных, пассионарных) личностей, жестко ориентированных на выполнение своей миссии, связанной с осуществлением конкретного проекта;
    4. бюджет недополучает необходимые налоги, потребители – нужные им товары наилучшего качества по наименьшей цене, общая социально-экономическая ситуация не имеет необходимой положительной динамики.
  2. В настоящее время созрели предпосылки перехода к принципиально новой модели финансирования малого и среднего бизнеса – беззалоговому финансированию. В числе этих предпосылок следующие:
    1. становится очевидным кризис акционерного способа организации инвестирования, что проявляется как в серии скандалов в российском бизнесе, так и в грандиозных потрясениях, связанных с обманом акционеров менеджерами ведущих американских корпораций;
    2. членами Рабочей группы разработана технология беззалогового (паевого имущественного) инвестирования, переводящая отношения между менеджментом, инициатором проекта и потребителями его результатов из обязательственных в имущественные, что позволяет наилучшим образом защитить интересы и законные права всех участников проекта;
    3. в рамках Рабочей группы подготовлены необходимые предпосылки для создания синтез-инфраструктуры консолидации покупательский, кредитных, инвестиционных, инновационных (венчурных) и поручительских пулов юридических и физических лиц, которая может стать материальным основанием для принципиально новой системы беззалогового финансирования малого и среднего бизнеса.
  3. Таким образом, создалась в целом ситуация, при которой возможно и необходимо создание публичной системы беззалогового кредитования малого и среднего бизнеса столицы как важнейшего фактора социально-экономического развития Москвы и Российской Федерации в целом.

 

Миссия Программы

Утверждение прямого инвестирования потребителем предприятий малого и среднего бизнеса Москвы, создание в этих целях современной инвестиционной технологии, сводящей к минимуму риски инвесторов при максимизации их выгоды, связанной с участием в Программе.

 

Цель Программы

Создание инфраструктуры привлечения для поддержки венчурных и производственных инвестиционных проектов малого и среднего бизнеса Москвы финансовых и иных ресурсов, ориентированной на взаимодействие с предельно широким кругом потенциальных кредиторов, инвесторов и поручителей в России и за рубежом.

 

Задачи, решаемые Программой

1.        Разработка и совершенствование механизмов, направленных на создание и организацию эффективного функционирования Системы.

2.        Создание условий для привлечения денежных средств и иных активов венчурных, прямых и производственных инвесторов из России и зарубежных стран, в первую очередь – средств населения и частных компаний.

3.        Организация эффективного отбора и реализации венчурных и производственных инвестиционных проектов, в первую очередь на основе их интеграции в систему прямого синтез-взаимодействия потребителя и производителя, в рамках стратегических инвестиционных (производственных) и инновационных (венчурных) программ.

 

Организационно-функциональная структура Системы (см. Приложение).

Комплекс венчурного инвестирования

  1. Ядром комплекса венчурного инвестирования является Московский венчурный фонд, создаваемый в качестве некоммерческой организации и объединяющий активы следующих учредителей (предположительно):
    1. Правительства Москвы;
    2. Банка Москвы;
    3. Венчурного инновационного фонда (Фонда Фондов, созданного при участии Правительства Российской Федерации);
    4. одного из ведущих мировых венчурных фондов.
  2. Организационная оболочка комплекса венчурного инвестирования, в состав которого входят:
    1. совокупность целевых фондов венчурного инвестирования, создаваемых под эгидой и с финансовым участием Московского венчурного фонда и, возможно, Венчурного инновационного фонда на базе ведущих российских банков и иных финансовых институтов;
    2. сеть взаимосвязей с венчурными институтами зарубежных стран, а также государственных и иных венчурных институтов, действующих в Российской Федерации;
    3. система взаимосвязей с иными финансовыми институтами, для которых венчурный бизнес не представляется приоритетным, но которые согласны выделить определенные (лимитированные) средства на поддержку венчурной деятельности;
    4. концепция управления сменой технологий, реализуемая на базе МИФИ и обеспечивающая принятие наиболее эффективных решений по поддержке (в том числе потребителями) наиболее перспективных венчурных проектов;
    5. инфраструктура консолидации венчурных пулов населения и частных компаний, в первую очередь потребителей продукции, в целях производства которой и реализуется конкретный венчурный проект.
  3. Система методов венчурного инвестирования, в числе которых наиболее существенными являются следующие решения:
    1. формирование венчурного инвестиционного пула “от потребителя”, что позволяет на принципиально новом уровне решить проблемы венчурного инвестирования;
    2. интеграция венчурного предприятия в инфраструктуру прямого взаимодействия потребителя и производителя, на базе которой надстраивается система кооперационного взаимодействия различных участников Программы, что обеспечит существенное повышение качества работы менеджеров венчурного предприятия;
    3. опережающее формирование условий (маркетинговых, финансовых, инвестиционных и т.п.) для развития конкретного венчурного проекта.

Комплекс производственного финансирования

  1. Ядром комплекса производственного финансирования является Московский фонд гарантий, создаваемый следующими учредителями (предположительно):
    1. Правительство Москвы;
    2. Внешторгбанк;
    3. DEG (Deutsche Investition und Entwicklung Gesellschaft, государственное общество по инвестициям и развитию, инвестирующее до 2 млрд евро бюджетных средств в фонды гарантий и иные инвестиционные программе ежегодно).
  2. Создание организационной оболочки Московского фонда гарантий предполагает:
    1. установление прямых взаимовыгодных связей с предельно широким кругом институтов, профессионально занимающихся бизнесом на гарантиях и поручительствах;
    2. заключение договоров о кредитовании (инвестировании, гарантировании или поручительстве) поддерживаемых Системой проектов с максимально широким кругом российских и иностранных финансовых институтов;
    3. опережающее развитие инфраструктуры консолидации кредитных, инвестиционных и поручительских пулов потребителей, юридических и физических лиц из России и других стран.
  3. Система методов, применение которых позволит достичь необходимых результатов.
    1. систематическое повышение рейтинга потенциальных заемщиков (в рамках Клуба дебиторов);
    2. формирование и последовательная оптимизация кооперационных связей потенциальных заемщиков с возможными партнерами по реализации перспективных проектов, инициируемых заемщиками;
    3. последовательная интеграция потенциальных заемщиков в синтез-инфраструктуру прямого взаимодействия потребителя и производителя как наиболее эффективного основания для решения покупательских, кредитных, инвестиционных, инновационных (венчурных) и поручительских задач при осуществлении инвестиционного проекта.

Базовая инфраструктура Системы

  1. Инфраструктура консолидации покупательских, кредитных, инвестиционных, инновационных (венчурных) и поручительских пулов потребителей – физических лиц, в состав которой входят:
    1. МТК-Терминалы по месту жительства потребителей;
    2. МТК-Терминалы, создаваемые по месту работы потребителей;
    3. МТК-Терминалы, действующие при клубах (любительских объединениях) потребителей.
  2. Инфраструктура консолидации покупательских, кредитных, инвестиционных, инновационных (венчурных) и поручительских пулов юридических лиц, создаваемая на базе Ассоциации “Российское собрание инвесторов” как некоммерческой организации, ориентированной на развитие процессов производственного инвестирования.
  3. Инфраструктура эмиссии и организации обращения имущественных паев (Пай-Бюджет-Продуктов), создаваемая на базе инновационного потребительского общества “Коло СВФ-Община”.
  4. Операционно-технологический комплекс Программы, сердцевиной которого является биржа-клуб беззалогового финансирования, опирающаяся на следующие основные корпоративные объединения участников Программы, обеспечивающие их развитие (на основе овладения предельно высокими мировыми стандартами делового поведения) и кооперационное взаимодействие:
    1. Международный клуб дебиторов;
    2. Международный клуб поручителей;
    3. Международный клуб инвесторов;
    4. Международный клуб кредиторов.
  5. Комплекс распределения рисков, в рамках которого создаются:
    1. Общество взаимного страхования финансовых рисков;
    2. Общество взаимного резервирования.
  6. Система методов опережающего развития поручительского контура Программы, основывающаяся на передаче в собственность поручительскому пулу конкретного проекта 50 процентов имущественных паев (Пай-Бюджет-Продуктов) создаваемого в рамках проекта производственно-технологического комплекса.
  7. Технологические поддерживающие программы:
    1. программа комплексного сопровождения венчурных и иных инвестиционных проектов, осуществляемых в рамках Программы;
    2. программа стратегической интеграции проектов на базе создаваемой синтез-инфраструктуры прямого взаимодействия потребителя и производителя;
    3. программа развития многоаспектного кооперативного взаимодействия участников Программы.
  8. Институт управляющих компаний, отбираемых на конкурсных или экспертных основаниях и обеспечивающий предельно высокий профессиональный уровень принимаемых решений, в первую очередь по поводу отбора, поддержки и осуществления венчурных и иных инвестиционных проектов и программ.
  9. Базовые инфраструктурные программы, реализуемые в первоочередном порядке:
    1. “Логистика на паях” - создание транспортно-распределительной сети, позволяющей свести к минимуму транспортно-распределительные затраты предприятий и организаций, поддерживаемых Программой;
    2. “Деловые возможности на паях” - развитие системы производственных и деловых центров, создающих (при минимальных финансовых и организационных затратах) наилучшие условия для административной, производственной и документационной работы участников Программы.
    3. “Секъюритизация на паях” - формирование и совершенствование системы секъюритизации активов участников Программы, связанного с нею комплекса расчетно-платежных механизмов, а также всего спектра инструментов товарного и финансового рынков.
  10. Стратегические инвестиционные программы, выступающие в качестве организационной, сбытовой, кредитной, инвестиционной и инновационной оболочек для проектов, реализуемых в рамках Программы.

 

Финансовые основания Программы:

  1. Членские взносы участников Программы.
  2. Функциональные взносы участников Программы, приобретающих эксклюзивные (переходящие) права на выполнение конкретных бизнес-функций, связанных с осуществлением Программы.
  3. Оборотные взносы, связанные с реальными бизнес-оборотами участников Программы.
  4. Гонорары за консалтинговую и иную деятельность.
  5. Иные денежные средства, в соответствии с действующим законодательством.

 

Управление процессом разработки и реализации Программы

Создание органа управления разработкой и реализацией Программы.

  1. Организация на базе Рабочей группы Административного комитета Программы в составе:
    1. Центра стратегического планирования, обеспечивающего разработку, реализацию и совершенствование Системы;
    2. Центра делового обеспечения, концентрирующего свои усилия на эффективном повседневном функционировании Системы;
    3. Центра финансового развития, объединяющего специалистов по решению финансовых и иных проблем Системы.
  2. Решение (на имущественно-паевых основаниях) следующих основных проблем, связанных с деятельностью Комитета.
    1. определения финансовых обязательств Центра финансового развития в размере 250 тысяч долларов, разделенных на 25 паев по 10 тысяч долларов каждый;
    2. установления, что в состав Центра делового обеспечения входят следующие организации:

                                                              i.      МТК, обеспечивающая общее руководство Программой – 70 процентов паев Центра делового обеспечения;

                                                            ii.      Деловой Центр ТПП, предоставляющий условия для административной и иной деятельности Комитета – 10 процентов паев Центра делового обеспечения;

                                                          iii.      Юридическая компания “Легитим”, поддерживающая правовые и документационные подсистемы Комитета – 10 процентов паев Центра делового обеспечения;

                                                           iv.      Ассоциация “Российское собрание инвесторов”, создающая условия для объединения усилий юридических лиц, участвующих в программе – 10 процентов паев Центра делового обеспечения;

    1. распределения между членами Центра стратегического планирования паев пропорционально внесенному ими интеллектуальному вкладу в разработку и реализацию Программы;
    2. передачи в распоряжение комитета 1 процента от всего объема инвестиционных и кредитных ресурсов, привлеченных Системой для финансирования венчурных и иных инвестиционных проектов;
    3. распределения этих денежных средств поровну между Центрами стратегического планирования, делового обеспечения и финансового развития.
  1. Организация работы Административного комитета, с возложением на создаваемые в его рамках Центры следующих основных функций:
    1. Центру стратегического планирования – наращивание темпов разработки Системы и ее ключевых подсистем, их эффективная адаптация к нормативно-правовым, налоговым и иным реалиям России и других стран, взаимодействие с которыми осуществляется в рамках Программы, обеспечение реальных результатов поиска финансовых и иных партнеров в России и за рубежом;
    2. Центру делового обеспечения – достижение современного уровня административной, информационной, организационной, мотивационной, документационной и иной работы, решение на этой основе всего комплекса административно-управленческих проблем, стоящих перед Системой;
    3. Центру финансового развития – оперативный подбор пайщиков Центра как управляющих важнейшими функциями, стратегическими и базовыми программами, обеспечивающими коммерческую и социально-экономическую эффективность Системы.

Организация работы Административного комитета и этапы создания Системы.

Первый этап – создание организационно-материальной базы Комитета, формирование его основных структур, решение проблемы финансового обеспечения его деятельности. Период, в течение которого в целом должны быть решены задачи первого этапа – один месяц с момента утверждения Программы. Параллельно начинается собственно работа Системы:

·        отбор проектов, организация их кредитования, осуществление мероприятий по эффективному использованию и возврату вложенных в них средств (на основе надежной защиты имущественных интересов и прав собственности всех участников проекта);

·        создание синтез-инфраструктуры консолидации покупательских, кредитных, инвестиционных, инновационных (венчурных) и поручительских пулов юридических и физических лиц;

·        формирование системы корпоративных объединений, поддерживаемых Программой (клубов дебиторов, кредиторов, инвесторов и поручителей).

Второй этап – подготовка организационно-технологических оснований Системы, создание всего комплекса определяющих ее эффективность механизмов, установление необходимых взаимосвязей с потенциальными российскими и иностранными партнерами Системы, учреждение базовых структур Системы:

·        Московского венчурного фонда с капиталом 10 миллионов долларов США;

·        Московского фонда гарантий с капиталом 30 миллионов долларов США и стартовым гарантийным мультипликатором, равным 5;

·        Центра управления операциями (предположительно, на базе МИФИ), осуществляющего весь спектр информационного, организационного, транзакционного и иного обслуживания системы.

Расчетная продолжительность этапа – три месяца (начиная с момента завершения первого этапа).

Третий этап – собственно запуск всего комплекса. Он начинается через четыре месяца после утверждения Программы и осуществляется в течение всего срока своей жизни (своей конкурентоспособности на рынке кредитования проектов малого и среднего бизнеса) как коммерческий проект, ориентированный на решение значимых социально-экономических проблем (в рамках социально-экономических программ Правительства Москвы).

 

Московский венчурный фонд как “точка опорыв создании Системы и “пускач” Программы.

Особая роль Московского венчурного фонда в формировании Системы определяется следующими основными обстоятельствами:

1.      Весьма значительный интеллектуальный и инновационный потенциал российской экономики является основным ресурсом развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, при этом Москва является естественным лидером этого процесса.

2.      Постепенный и последовательный поворот руководства России и Московского правительства к проблемам венчурного финансирования (в контексте перехода от сырьевой направленности российской экономики к ее научно-технологическому вектору) создает дополнительные предпосылки стимулирования интересов хозяйствующих субъектов к участию в системе венчурного инвестирования.

3.      Приоритет российских технологий и разработок во многих областях производства товаров, участий и услуг признан за рубежом и вызывает пристальный интерес венчурных капиталистов и профильных государственных организаций зарубежных стран к проектам, основанным на внедрении российских технологий. Это делает возможным переход к концепции стратегического экспорта (экспорта высокотехнологичных производств), а также к массированному привлечению иностранных венчурных ресурсов в сферу российских исследований и разработок.

4.      Инфраструктура венчурного финансирования в Российской Федерации, и прежде всего в Москве, достигла определенной зрелости, что делает реалистичными задачи, ставящиеся в Программе, и обеспечивает Московскому венчурному фонду возможности, необходимые и достаточные для создания Комплекса венчурного инвестирования в целом.

5.      Традиционная уверенность населения и руководителей частных компаний создает устойчивые предпосылки для привлечения прямых (непосредственных) инвестиций населения и частных компаний в венчурные проекты.

В этих условиях задача создания Московского венчурного фонда с капиталом в 10 миллионов долларов является реалистичной (в предусмотренные Программой сроки).

В то же время Московский венчурный фонд не сможет вне необходимой инфраструктуры венчурного инвестирования, создаваемой в рамках Программы, достичь своих целей в полном объеме. А именно:

  1. Инфраструктура, формирование которой предусматривается Программой в рамках Комплекса венчурного инвестирования, выполняет функции привлечения и  передачи в управление Московского венчурного фонда финансовых и иных ресурсов из всех возможных источников, в первую очередь – капиталов иностранных венчурных фондов (на начальном этапе), а по мере становления Системы - средств населения и частных компаний.
  2. Комплекс производственного инвестирования, в первую очередь Фонд Гарантий и Поручительств, возьмет на себя основную нагрузку по развитию микросреды каждого проекта, обеспечивая эффективное и своевременное развитие партнеров и контрагентов венчурного предприятия.
  3. Общая инфраструктура Системы, опирающаяся на механизмы консолидации потребительских пулов, а также специальные решения, направленные на повышение общей эффективности Системы, является ключевой с точки зрения успеха всей системы венчурного инвестирования и опирающейся на нее системы беззалогового финансирования малого и среднего бизнеса. Это обстоятельство является тем более важным, что единой технологией Системы предусматривается вычленение и эффективный синтез в рамках каждого проекта и модуля венчурного инвестирования (ни один производственный проект не должен реализовываться вне контекста управления сменой технологий), и модуля производственного инвестирования (поскольку в рамках каждого венчурного проекта существуют задачи, решаемые традиционными инвестиционными инструментами).

Интеграция венчурных и производственных проектов в единую инфрасреду прямого синтез-взаимодействия потребителя и производителя, ориентированной на управление сменой технологий, осуществляемой за счет, в интересах и по прямому заказу ассоциированного потребителя, является, судя по всему, единственно возможным путем ускоренного решения социально-экономических проблем столицы на основе всемерного развития малого и среднего бизнеса.

ПРОГРАММА

практических мероприятий по созданию системы венчурного финансирования

 

1.      Создание Московского венчурного фонда.

2.      Создание межрегионального венчурного фонда “Россия инновационная”.

3.      Создание системы привлечения средств населения и частных компаний для прямого инвестирования венчурных проектов (управляющая компания – МТК).

4.      Создание системы привлечения средств иностранных и российских венчурных институтов, банков, инвестиционных, взаимных и пенсионных фондов, других финансовых институтов (управляющая компания МТК).

5.      Реализация программы стратегического экспорта (СТЭК-Программы, управляющая компания МТК).

 

МЕРОПРИЯТИЯ

СТЭК-Программы, направленные на развитие венчурного финансирования

 

Цель Программы – создание системы использования денежных средств иностранных государств, компаний и частных инвесторов для осуществления на территории иностранных государств российских венчурных проектов.

 

Задачи Программы.

  1. Создание опорной инфраструктуры реализации СТЭК-Проектов в странах, предоставляющих своим венчурным компаниям наиболее активную финансовую поддержку. Основанием этой инфраструктуры станет сеть дочерних компаний МТК, имеющих 100-процентный российский капитал и являющихся резидентами иностранных государств, финансовой поддержка которых будет использована для реализации российских венчурных  проектов.
  2. Разработка моделей финансирования  для каждой из стран Европы, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, ЮАР и т.п., в которых будут создаваться дочерние компании МТК.
  3. Создание системы отбора проектов для реализации их в одной или нескольких стран, опорных для СТЭК-Программы.

 

 

 

 

Руководитель Рабочей Группы                                                                 А.С. Агафонов



Используются технологии uCoz